Режиссер: Жиль Паке-Бреннер

В ролях: Гленн Клоуз, Кристина Хендрикс, Макс Айронс, Джиллиан Андерсон, Джемма Артертон

В кино со 2 ноября.


В последнее время романы Агаты Кристи редко добираются до большого экрана, так что 2017 год можно считать исключительным: помимо «Скрюченного домишки» мы буквально через несколько дней увидим еще и новую версию «Убийства в восточном экспрессе» с суперзвездным составом. Кстати, скромный «Домишко» вполне может оказаться даже более интересным вариантом прочтения Кристи, чем картина Кеннета Бранны, ведь многие видели оригинал и интриги не будет изначально. Сама писательница считала историю расследования убийства Аристида Леонидиса, увенчанную скандальной, по ее временам, развязкой, чуть ли не лучшей в своем творчестве, и француз Жиль Паке-Бреннер отнесся к тексту с должным пиететом.

Действие происходит в Англии 1957 года, к молодому, талантливому, но бедному частному детективу Чарльзу Хейорду обращается за помощью красавица София. Зрителю сразу говорят, что между героями был короткий роман, но закончился он ничем, выстраивая тем самым дальнейшую любовную линию этих персонажей. София просит детектива расследовать убийство своего деда — безмерно-богатого, влиятельного в самых разных кругах человека. Она не верит, что Аристида Леонидиса убил приступ. Как умная девушка, София считает эту смерть не случайной и предупреждает Чарльза, что виновен может быть любой член семьи, в чем юному детективу вскоре предстоит убедиться.

Сюжет фильма покажется знакомым всем, кто читал или смотрел хотя бы один детектив. Все в этой картине построено по стандартным детективным лекалам и забито штампами настолько, что при просмотре можно играть в «бинго детективных клише». Тут вам и таинственное убийство в самом начале повествования, и семейный заговор, и постоянные любовные интриги, неподписанное завещание, мнимый «хэппи энд», погони, — перечислять можно бесконечно, даже ЦРУ смогли приплести. Ну и, конечно, неожиданная развязка.

Все это заслуги, конечно, не столько сценаристов, сколько самой Кристи, но и сам режиссер оставляет внимательному зрителю несколько визуальных зацепок, давая право самому строить предположения. 

Так как проза Агаты Кристи, по большей части, все же, дамская, то и герои прописаны соответственно. Все женские персонажи, как на подбор, одна ярче и интересней предыдущей. Каждая из них — уникальная личность (несмотря на то, что все образы насквозь клишированные). В то время, как из мужских, сопереживать можно только главному герою. Остальным лицам мужского пола уделено крайне мало хронометража. И если отдельные второстепенные персонажи-женщины вызывают сочувствие или симпатию, то с мужчинами все скучнее: мы точно знаем, что никто из них не убийца, но и никаких положительных эмоций они не приносят.

Режиссером было принято очень верное решение снять весь фильм в стиле нео-нуар. Готическая архитектура особняка Леонидиса, частые сцены при вечернем или ночном небе и использование полутонов добавляет напряжения и вовлекает в происходящее. В фильме присутствует пара референсов к Хичкоку, а он-то известный мастер в создание саспенса. Картина играет с темпом: неспешная беседа приводит к резкому повороту, а потом сюжет снова разворачивается неспешно. И если бы не все это визуальное великолепие, а так же хорошая игра именитых актеров, то «Скрюченный Домишко» можно было бы отнести в разряд фильмов третьей категории.

В 2017 году подобные картины вызывают больше веселья, нежели интереса. Крайне забавно наблюдать такое огромное количество штампов на сантиметр пленки. Но создатели не обошли вниманием и сюжет, поэтому фильм и заскучать не даст. Вся лента — это, скорее, знак уважения ушедшей эпохе настоящих детективов. Ведь «Скрюченный Домишко» и есть — самое настоящее детективное кино, по всем правилам и канонам жанра.


Александр Губкин