Режиссёр: Андрей Сильвестров. 

В главных ролях: Андрей Родионов, Михаил Ефремов, Дмитрий Брусникин.

После премьеры на двадцать восьмом «Кинотавре» 2017 года на большой экран вышла пятая полнометражная картина одного из самых эпатажных деятелей современного леворадикального арт-движения.

«Прорубь» — это первый фильм режиссёра Андрея Сильвестрова, который добился полноценного проката, а следовательно, получил доступ к гораздо бОльшей аудитории. Как ни парадоксально, но этот фильм вполне может претендовать на звание лица русского авангарда, в глаза которому может посмотреть даже неподготовленный зритель.

Наверное, тяжело представить себе фильм, который бы соответствовал определению «артхаус» в большей степени. «Прорубь» — это крайне остросоциальная гротескная картина, в которой с первого взгляда распознаётся раннесорокинская Россия. Сочетание весьма оригинальной формы: сюжетная канва фильма выстроена в нескольких жанрах, пародирующих телевизионные форматы, а герои объясняются в стихах, — и крайне актуального содержания рождает неподдельный зрительский интерес.

Главную роль в фильме исполнил автор пьесы «Прорубь», авангардный поэт, воспевающий маргинальную эстетику, Андрей Родионов. Действие картины разворачивается на просторах постсоветской России в разгар крещенских праздников. По телевизору круглосуточно транслируются новостные сводки с мест омовения в прорубях. Омовение в проруби — та самая традиция, которая объединяет все сословия православной Руси. Спортсмены, политики, рабочие, звёзды шоу-бизнеса и фрилансеры, для каждой группы общества найдётся прорубь, обустроенная в соответствии с положением в социальной иерархии.

Помимо Андрея Родионова в фильме сыграл Михаил Ефремов, который стал жемчужиной в «Проруби». Любое участие этого актёра в некоммерческом, авторском кино всегда заставляет играть проект новыми красками, а его лицо, несмотря на достаточную популярность, не заслоняет собой ростки юных актёрских дарований.

Одно из самых ярких решений по поводу актёрского состава в фильме — это использование медийных лиц, известных своими либеральными взглядами, как ведущих новостей по центральным каналам. Этот забавный контрапункт придаёт фильму дополнительный иронический тон, подразумевающий, что, какой бы политический режим ни утвердился в России — диктатура и цензура всё равно останутся главными методами воздействия на граждан.

Каждый человек обращается к ритуалу омовения для решения своих проблем и делает это своеобразно. К примеру, в картине есть герой-художник, который совершает свой творческий акт в проруби, скандируя глубокомысленную фразу «Иисусу было тепло» в костюме дайвера, в этом персонаже легко узнать современного художника-акциониста Петра Павленского.

Всех персонажей фильма «Прорубь» можно разделить на две категории: те, у кого есть реальные прототипы (как в случае Павленского и арт-критика Марата Гельмана), и те, чьи фигуры художественно обобщены. До среднестатистической исторической нормы упрощается Булат Царёв, по сюжету фильма Президент Российской Федерации, который идёт к проруби для обращения к ясновидящей щуке, а та говорит о самой значимой для российских дел вещи — нефти. Но даже в шаржево‑сказочной России богатые тоже плачут и нет им счастья, главное лицо Российской Федерации страдает от невозможности любить. Из чего можно прийти к старому некрасовскому выводу: поиск счастья и любви на просторах необъятной Родины — вот единственная цель, которая способна объединить все сословия.

Завершается же фильм кратким отрывком из ток-шоу «На дне», который по салтыково‑щедрински иронизирует над известной передачей Андрея Малахова. Главные герои передачи — семейная пара, которая не справилась с водочным кризисом в отношениях и пытается решить проблему алкоголизма уже после утопления жены в проруби. Именно так Андрей Сильвестров перекладывает миф об Орфее и Эвридике на российскую почву.

Фактически авторский взгляд режиссёра Андрея Сильвестрова на российскую действительность практически полностью совпадает с творческим осмыслением девяностых годов писателя Виктора Пелевина в романе «Generation П», вышедшем в свет ещё двадцать лет назад. В связи с этим можно говорить о том, что фильм в некотором смысле морально устарел и телевидение уже не играет главную скрипку в массовом сознании, а его роль занял Интернет.

К этому тезису сводится основная критика фильма. Однако данная позиция кажется необоснованной, так как весьма конкретно показанный в фильме телевизор можно трактовать как метафору той же самой проруби или стеклянного окна, за которым люди, как аквариумные рыбки, удовлетворяют все свои физиологические потребности — от секса и до еды.

«Народу будет тепло» — гласит слоган фильма. И действительно, с этим трудно спорить, фильм «Прорубь» даёт чувство лёгкости и постмодернистского удовлетворения после просмотра.