Самые громкие аварии на лифтах за последнее время связаны именно с ошибками обслуживания и эксплуатации механизмов. Механики, занимающиеся ремонтом лифтов, не всегда обладают нужными знаниями и проходят обучение и переквалификацию, получают нужную категорию для работы с современными, напичканными электроникой лифтами. В результате треть получивших травмы или погибших при авариях лифтов людей — сами механики, ремонтирующие подъемники, или строители.

Это говорит о том, что сотрудники, непосредственно работающие с лифтами, довольно мало знают об опасностях своей работы. И от того пользоваться подъемниками, которые они отремонтировали, вдвойне страшнее. «В среднем в лифтах гибнет около пятидесяти человек в год», — говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.

Непрофессиональные мастера лишатся возможности обслуживать лифты. Заниматься этим будут только квалифицированные механики. «Случайные, неподготовленные люди не смогут получить доступ к обслуживанию лифтов», — подчеркивает Алексей Захаров.

Механики должны сдать квалификационный экзамен или могут лишиться работы. Сама специализированная организация не может иметь лишь штат сотрудников, для ремонта подъемников ей необходима отдельная мастерская и транспорт. Правила позволяют отсеять конторы, которые получили право на обслуживание лифта, но по факту не занимаются этим. Насколько новые нормы помогут убрать с рынка такие организации, будет зависеть от контролирующих органов. Основания для «зачистки» рынка у них теперь есть.

Иметь квалифицированный персонал, который разбирается в эксплуатации лифтов, обязали и управляющую компанию. Именно он должен следить за тем, насколько качественно выполнили свою работу механики. А также за соблюдением рекомендаций по эксплуатации от производителя лифта, за тем, чтобы все профилактические и ремонтные работы были сделаны вовремя.

Спрос на специалистов, которые разбираются в лифтах, вырастет. В силу несовершенства законодательства в последние годы таких специалистов становилось все меньше. И все мы знаем, к каким результатам привело их сокращение. А работы у них достаточно. Примерно к 40 процентам лифтов в стране есть те или иные претензии, отмечает Алексей Захаров. В стране из 440 тысяч лифтов 130 тысяч выработали свой ресурс.

Самые громкие аварии

В январе 2017 года механика насмерть раздавило лифтом в одном из домов Московской области. Он ремонтировал двери лифта, но забыл отключить сам подъемник. Двери внезапно захлопнулись и лифт пришел в движение.

Случай массовой гибели людей произошел при строительстве жилого комплекса «Сердце столицы» в Москве. При падении лифта погибли пять человек, все они были строителями, работавшими на объекте. Причиной трагедии стал обрыв троса.

Одно из самых громких происшествий — авария в лифте ЖК «Алые Паруса» в Москве в 2016 году. Женщина упала в шахту с высоты седьмого этажа и разбилась насмерть. Кабина лифта развалилась при движении. Авария вскрыла целый комплекс проблем лифтового хозяйства страны.

В 2015 году громкое дело с гибелью ребенка произошло в Москве. Коляску с младенцем зажало дверями лифта, когда родители пытались войти в него. 

Мать ребенка оказалась в лифте, а отец остался на площадке. Внезапно лифт начал движение вниз. Родителям не удалось остановить подъемник, механизм раздавил коляску с ребенком, спасти малыша не удалось.


Почему эти правила актуальны для Архангельской области? Потому что в нашем регионе о массовой замене лифтов заговорили лишь не так давно — под это дело выделено 605 миллионов рублей. Пока что не ясно, началась ли замена и когда этот процесс завершится.

Но эксперты уже отметили, что названная цена является завышенной.