Архангельск. 24 августа, 9:00.
Кабинет Директора департамента транспорта, строительства и городской
инфраструктуры. Стенограмма интервью приводится исключительно с минимальной
литературной обработкой и без купюр…
Илья Азовский —
главный редактор «Эхо СЕВЕРА»:
— Не будем сейчас обсуждать юридические нюансы, законна ли отмена договоров с автотранспортниками. Октябрьский суд еще не принял решение по этому вопросу…
Пётр Чечулин — Директор департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры:
— Пока эти
вопросы обсуждать бессмысленно.
Илья Азовский:
— Я так понимаю, сейчас в ФАС горадмнистрация одержала
победу?
Пётр Чечулин
— Ну, победа
— это термин из сферы военных действий, здесь такого не было. Пока, в общих
чертах: мнение автоперевозчиков не совпадает с мнением администрации города.
Илья Азовский:
— Вопрос общеправовой. У нас существует
преемственность власти, и обязательства, принятые прежней администрацией,
должны исполняться. Были заключены договоры до 2020 года. Считаете ли вы
правомерным менять правила игры до истечения этих сроков?
Пётр Чечулин:
— Позиция
администрации строится в рамках действующего законодательства. Оно поменялось в
2015 году, появился новый федеральный закон 220-ФЗ «Об организации регулярных
перевозок пассажиров….», и теперь уполномоченные органы на уровне субъекта
Федерации и муниципалитетов, в данном случае это администрация, обязаны
привести взаимоотношения в соответствие с этим законом. Раньше, до 2015 года,
подобного нормативного документа не было. В соответствии с изменениями
законодательства должны произойти изменения и на местах. Так было и с Жилищным
кодексом, когда появились управляющие компании. В соответствии с новым
законодательством действует и уполномоченный орган: сначала появляется
нормативный акт, а затем проводятся необходимые процедуры.
Илья Азовский:
— Проще говоря, правила игры изменили не вы, а
изменения произошли на уровне Федерации, а вы подстроились под эти новые
правила.
Пётр Чечулин:
— Мы не
подстроились — мы исполняем действующее законодательство.
Илья Азовский
— Готовясь к этому интервью, я опрашивал жителей
двух домов больших домов в центре Архангельска, задавал такой вопрос: вас
больше устраивают «пазики», быстро шныряющие по всем углам, или большие
низкопольные автобусы, которые будут ходить реже и дольше? Ответ был такой: нам
неважен комфорт, нам надо до работы вовремя добраться; чтобы я подошел на
остановку, и сразу подошло транспортное средство. И неважно, будет ли это
«пазик» или что другое. То есть: народ оценил скорость доставки до места
назначения.
Пётр Чечулин:
— Может
быть, какую-то часть населения интересует именно скорость доставки до нужного
пункта. А у нас в неделю приходит по 25-30 жалоб именно по поводу комфорта
проезда. И на хамство водителей, и на безопасность транспортных средств — «пазики» не отвечают современным требованиям.
Думаю, что проблема появилась не сейчас. Когда в Архангельске было три вида
транспорта — трамвай, троллейбус и автобус — это все распределялось между ними,
и проблемы были менее заметны. Летом можно было на трамвае добраться, у него
пробок не было, стоянки только у светофоров…
Илья Азовский:
— В трамваях не было отопления, зимой там был
дубак…
Пётр Чечулин:
— А с другой
стороны, пропускная способность была в разы выше, чем на «пазике». И можно
долго спорить, что важнее — комфорт или скорость, безопасность или доступность.
Кстати, в новом законодательстве немалое внимание уделено именно доступности. И
значительная часть жалоб посвящена этой теме: например, в «пазик» нельзя зайти
с коляской, пожилым тоже трудно.
Илья Азовский:
— Спорный вопрос. Пример: когда человек едет в
пятизвездочный отель в Турцию, его интересует в первую очередь комфорт, а
первая или вторая линия — уже второстепенно.
Пётр Чечулин:
— Его еще
интересует стоимость.
Илья Азовский:
— Тогда он выберет «четверку» или «тройку». И если
человек хочет побыстрее добраться до работы, чтобы выходить не за полчаса, а за
15 минут до начала рабочего дня, то комфорт для него не столь важен. Автобус в
городе — средство доставки, а не место для комфортного отдыха.
Пётр Чечулин:
— Насчет
доставки — согласен. Но вот что скажу: на сегодняшний день в Архангельске
работает порядка 400 единиц только автобусов, не говоря уже о других транспортных
средствах. Автобусы, особенно в час пик, заполняют все транспортные магистрали.
Особенно это заметно в узких местах: например, через Кузнечевский мост проходит
28 маршрутов! Причем многие дублируют друг друга. И это косвенно влияет на
скорость перемещения. Сами, наверное, видели: по утрам на остановку заезжает по
три-четыре автобуса. Они в «карман» не помещаются!
Илья Азовский:
— И «задница» торчит на проезжей части.
Пётр Чечулин:
— Правильно.
Вот вы говорили, что с изменением вида транспортных средств они будут ходить
реже. Это не так. За счет увеличения пропускной способности на улицах, а также
если вместо двух «пазиков» придет один МАЗ или
ЛиАЗ вместимостью 72 человека или 105 человек, он меньше будет занимать
места на остановке.
Илья Азовский:
— Для меня как пассажира главное: чтобы как только
я пришел на остановку, сразу же подошел автобус, в который можно залезть и
ехать. А у больших автобусов интервал движения будет раза в два больше.
Пётр Чечулин:
— Я уже говорил,
что часть маршрутов дублирует друг друга. По тому же Маймаксанскому шоссе на
разных участках проходит семь или восемь маршрутов.
Илья Азовский:
— Если мне нужно проехать по Троицкому от Гагарина
до Урицкого, мне неважно, какой это будет маршрут: 1, 1-у, 51, 75, 6,11, или еще
какой-то. Мне важно поехать сразу.
Пётр Чечулин:
— Так и
будет. Предполагается оптимизация маршрутной сети, направленная именно на
улучшение ситуации. Появление автобусов большой вместимости с большей степенью
безопасности скажется на дорожной ситуации и на качестве пассажирских
перевозок.
Илья Азовский:
— А не будут водители ждать, когда большой салон
заполнится?
Пётр Чечулин:
— Нет. Все
городские маршруты работают с определенным интервалом движения. Интервал
движения, рекомендованный по материалам исследования, будет взят за основу.
Заверяю вас, что этот интервал не увеличивается, а наоборот, сокращается за
счет пропускной способности транспортных средств.
Илья Азовский:
— Представим: холодным январским днем я вышел к
остановке. Сейчас я жду две-три минуты. Сколько я буду ждать большого автобуса?
Пётр Чечулин:
— Те же самые
две-три минуты. Конечно, возможны всякие осложнения, например, ДТП… Кстати о
них. За последние месяцев шесть произошло более 30 ДТП, из них в 25 виновны
водители «пазиков».
Илья Азовский:
— ГИБДД утверждает, что основная причина ДТП —
состояние дорог. И еще: «пазик» во время пробок больше способен на маневр, чем
большой МАЗ. А любая авария с МАЗом на
Троицком — весь проспект встанет.
Пётр Чечулин:
— На
Троицком четырехполосное движение. На двухполосном шоссе — да, конечно, авария
приведет к остановке движения.
Илья Азовский
— Еще важный вопрос: «пазик» — его содержание,
запчасти, топливо — дешевле большого автобуса. Как это скажется на тарифах? В
больших городах, где большие автобусы, проезд стоит 40-45-50 рублей. У нас пока
21 рубль. Чего ждать?
Пётр Чечулин:
— Тариф не зависит от желания или нежелания
кого-либо, все должно быть экономически обосновано.
Илья Азовский:
— Ну, если все подсчитать, в том числе учесть
инвестиционную составляющую — ведь кто-то закупил эти большие автобусы —
содержать их тоже дороже, каков же будет итог?
Пётр Чечулин:
— Нынешние
перевозчики несколько раз пытались поднять тариф, но не приводили никаких
экономических обоснований.
Илья Азовский:
— Нынешние перевозчики как ездили на старых
«пазиках», так и ездят. А если тариф будет 50 рублей, мне проще будет с
кем-нибудь вскладчину взять такси.
Пётр Чечулин:
— Ну, я
думаю, цены на такси тоже будут меняться в зависимости от инфляции. Так вот, о
реорганизации. Она будет не одномоментная, она рассчитана на 2017–2018 годы. И,
для того чтобы поднять тариф, надо что-то наработать. Но жизнь есть жизнь,
тарифы все равно будут расти. В городах, где несколько видов транспорта, они
тоже растут. Никто не говорит, что с появлением новых автобусов сразу
автоматически поднимется тариф.
Илья Азовский:
— Хорошо, сколько времени должно пройти?
Пётр Чечулин:
— Какой-то
отрезок времени понадобится, чтобы подтвердить, что затраты перевозчика
действительно таковы, что требуется поднять тариф.
Илья Азовский:
— Есть ли связь между поездкой архангельских
чиновников в Белоруссию, тем фактом, что закупаются автобусы именно в
Белоруссии, и тем, что фирма, закупившая эти автобусы, выигрывает аукцион?
Пётр Чечулин:
— Аукцион
проводился в рамках действующего законодательства.
Илья Азовский:
— А куда отправятся те 400 «пазиков», которые
сейчас бегают по Архангельску? Водители на биржу труда? Ну, сами-то «пазики» на
металлолом?..
Пётр Чечулин:
— Вот, вы
сейчас оценили состояние транспортных средств — на металлолом.
Илья Азовский:
— А 800 человек, которые на них работают? 400
водителей и 400 кондукторов? Их куда?
Пётр Чечулин:
— Думаю, что
потребность в квалифицированных кадрах будет и у новых перевозчиков. Или
существующие перевозчики, так сказать, перезагрузятся и будут работать в новых
условиях. Вы говорили, что тариф не могут повысить, потому что как 20 лет назад
закупили «пазики», так на них и работают. Но, если бы у них был другой подход,
мы бы уже сегодня увидели на улицах города новые автобусы. И это было бы
подтверждением их серьезных намерений работать, а не просто собирать деньги. То
есть: если не вкладывать в развитие производства, перспективы работы не будет.
Илья Азовский:
— Спасибо.