Режиссёр: София Коппола. 

В ролях: Николь Кидман, Колин Фаррелл, Кирстен Данст, Эль Фаннинг. 

В прокате с 27 июля.

Новый фильм Софии Копполы снят по роману американского писателя Томаса Куллинана «Обманутый», вышедшему в свет в середине шестидесятых годов прошлого столетия.

За сюжетную основу книги были взяты события, происходившие в период Гражданской войны в Соединённых Штатах.

Образ американской мечты, характерный для того времени, был достаточно традиционно-патриархальным. Семья с тремя-четырьмя детьми жила в пригороде в отдельном доме, муж-добытчик по утрам уезжал в город на работу, жена оставалась дома, выполняя функции домохозяйки и матери.

Женщина оставалась заточена в своём огромном доме и отрезана от всякой информации, была полностью изолирована от внешнего мира. Вынужденное уединение в уютном, но отрезанном от большого мира доме, куда сигналы поступают только из телевизора, от мужа или от соседок, с которыми домохозяйки встречались в моллах и супермаркетах, натолкнули Куллинана на сравнение с жизнью в закрытых пансионах, доступ к которым тогда преградила Гражданская война.

Впервые экранизация этого романа появилась ещё 46 лет назад, а роль капрала-северянина сыграл Клинт Иствуд. В современном ремейке место именитого кинодела занял не столь харизматичный Колин Фаррелл, зато его ирландский акцент подсказал Софии Коппола как автору сценария сделать Джона МакБерни наемником.

Любопытно, что МакБерни прибыл из Дублина даже не по идейным соображениям, а выручки ради: за триста долларов он согласился заменить рекрута в армии «синих» — это намекает зрителю, что южанам он в сущности не враг. И вообще он, похоже, дезертировал, раз уж девочка из пансиона, собирая грибы в лесу, нашла его на территории конфедератов.

Все это было тем более кстати, что обитательницы пансиона постоянно колебались: привязать ли к воротам синий платок в знак того, что в доме скрывается враг-северянин, или «поступить по-христиански», то есть подлечить раненого солдата и держать в доме, пока не поправится.

Тем временем у старших дам — хозяйки пансиона Марты Фарнсуорт (Николь Кидман), учительницы Эдвины (Кирстен Данст), старшей девочки Алисии (Элль Фаннинг) и других девочек-подростков — просыпается недвусмысленный интерес к гостю. Поначалу робкий, в виде желания понравиться. Одна украшает себя жемчужными сережками, другая прикалывает брошь, которую доставала лишь к Рождеству, третья надевает платье с вырезом, и пуговица от мундира ложится в заветную шкатулку.

По своему положению МакБерни — скорее пленник, чем гость, – зависим от всех в доме, и обитательницы пансиона обсуждают будущую судьбу постояльца при нем так, словно его и нет. Ему отводится роль объекта, пребывающего во власти хозяев. То есть женщины исполняют роль, обычно принадлежащую мужчинам, объективирующим женщин как товар для удовлетворения сексуального аппетита.

Особняк в стиле южной готики выглядит ухоженным, но сад без внимания садовника, покинувшего вместе со слугами хозяйство мисс Фарнсуорт, одичал. Темные заросли обрамляют здание с колоннами зловеще, как сказочный замок, таящий в себе нагнетаемую от кадра к кадру угрозу.

Его обитательницы, предстающие перед нами либо в скудном дневном свете, проникающем в окна сквозь густую листву, либо в неверном свете свечей, кажутся ирреальными, призрачными и прекрасными.

Особенно хороши фарфоровая Марта или Эдвина, которую оператор Филипп Ле Сурд в портретных кадрах снимает в излюбленных ракурсах прерафаэлитов, как это любит и София Коппола. По-видимому, роль сказочной принцессы отводится именно Эдвине, признавшейся Джону, что больше всего она хотела бы бежать из этого дома.

Но обычные роли здесь перевернуты. Женщин охватывает ревность, и страсть выплескивается на беспомощную жертву. Девочки ведут себя ничуть не более робко, чем взрослые женщины. Под внешностью ангельских созданий бушуют демоны.

Фильм «Роковое искушение» был награждён Пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля за режиссуру, чем вызвала недоумение у публики. Картина достаточно скромна в плане достоинств, но они безусловно есть.

В фильме удалось собрать блестящий каскад роскошных актёрских имён, которые придают всему фильму особенное очарование. Не менее фантастична и операторская работа Филиппа Ле Сурда, который удивительно запечатлевает моменты предрассветных часов, когда солнечные лучи только начинают пробиваться сквозь толщу зарослей и подсвечивать мрамор пансиона.

Если вы не ждёте от этого фильма чего-то грандиозного, а просто хотите провести полтора часа, наблюдая фантастические пейзажи южной готики, которые абсолютно соответствуют мрачной таинственности повествования, — тогда эта картина для вас.

Фото с сайта kinopoisk.ru