НА ФОТО: СКРИН БЕСПРЕЦЕДЕНТНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗАЯВЛЕНИЯ РУКОВОДСТВА МУП «ВОДОКАНАЛ» О РАЗДЕЛЕНИИ СМИ НА «ПРАВО ИМЕЮЩИХ» И «ПРАВО НЕ ИМЕЮЩИХ», ВПОСЛЕДСТВИИ УДАЛЕННОЕ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН.

Напомним, что на прошлой неделе в Архангельской области произошёл беспрецедентный и вопиющий случай - сегрегация СМИ Архангельской области по принципу: лояльные и нелояльные. В архангельском «Водоканале» прошла пресс-конференция, на которой не присутствовали, как независимые журналисты, так и ряд других городских СМИ. В МУПе решили их просто не звать. Подробности здесь

Мы предложили созвать повторную пресс-конференцию с участием ВСЕХ желающих СМИ города, однако, на сайте «Водоканала» была обнародована такая запись, — далее цитата:

«На пресс-конференцию были приглашены журналисты, представляющие ведущие СМИ Архангельска и области, объе6ктивно и грамотно освещающие на своих страницах и в новостных лентах социально-экономическую ситуацию в городе и регионе. В их числе газеты «Российская газета в Архангельске», «АиФ в Архангельске», «Архангельск — город воинской славы», «Правда Севера», информационные агентства «Регион 29», «Двина-Информ», «Двина сегодня» и «Губернский глобус»»

Конец цитаты. 

К сожалению, месседж воочию журналистам ИА «Эхо СЕВЕРА» увидеть не довелось — сообщение было удалено с сайта, но безобразие успели зафиксировать и опубликовать в «Архангельском медиа-клубе». 

На языке политологии это называется сегрегацией: деление людей на имеющих право и не имеющих. 

В то время, как власти страны призывают к открытости и согласию — в Архангельске ряд СМИ, причём, одно из них государственное («Поморье», — прим.ред.), были обвинены в искажении социально-экономический ситуации в области. На основании этого им отказали на право получать информацию. 

С момента проведения пресс-конференции прошла неделя и никаких мер по этому поводу руководство «Водоканала» не предприняло. В связи с этим редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» обращается в прокуратуру, чтобы отстоять право всех СМИ на получение информации. 


Статья 47 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» закрепляет комплекс прав журналиста на доступ к информации и на распоряжение полученной информацией. Перечень прав журналиста, закрепленный в комментируемой статье, не является исчерпывающим и может расширяться иными федеральными законами, законами субъектов Федерации и подзаконными актами.

Так, журналист имеет право, в том числе:

— искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

— посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

— быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

— получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

— проверять достоверность сообщаемой ему информации;

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Отказ должностного лица дать дополнительную информацию ограничивает права граждан; включение журналиста в список лиц, которым ограничен допуск в здание, занимаемое органом власти, противоречит принципам информационной открытости; действия должностного лица, выражающиеся в отказе журналистам в доступе к информации и нарушении их профессиональных прав, является ущемлением свободы массовой информации, влекущим строгую дисциплинарную ответственность, и т. д. (Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Права журналистов посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы, а также быть принятыми должностными лицами в связи с запросом информации являются одним из способов расширения реальных возможностей граждан и их объединений активно участвовать в управлении государственными и общественными делами, содействовать развитию местного самоуправления и получению гражданами информации о деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательством закреплено как свободное посещение государственных органов и организаций, предприятий и учреждений, органов общественных объединений либо их пресс-служб, должностных лиц (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; ст. 37 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации).

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 требования, касающиеся государственных органов, также распространяются и на органы местного самоуправления. Исходя из этого, в силу ст. 47 журналист имеет право также посещать наряду с мероприятиями, проводимыми государственными органами, мероприятия, проводимые органами местного самоуправления, что является одним из способов расширения реальных возможностей граждан активно участвовать в разрешении вопросов, касающихся местного самоуправления, и содействовать развитию местного самоуправления и получению гражданами информации о деятельности органов законодательной и исполнительной власти.

В Постановлении от 13 декабря 2012 г. N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и доступе к информации о деятельности судов» Пленум Верховного Суда РФ особое внимание уделяет возможности присутствия в открытом судебном заседании лиц, не являющихся участниками процесса, представителей редакций средств массовой информации (журналистов).

В п. 24 Постановления указано на недопустимость проведения открытых судебных заседаний в помещениях, исключающих возможность присутствия журналистов. Информация о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании должна быть общедоступной.

Учитывая, что присутствие журналистов в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации, а также что при осуществлении профессиональной деятельности журналист выполняет общественный долг, суды признают неправомерными чинение препятствий и отказ журналистам в доступе в зал судебного заседания по мотиву профессиональной принадлежности по причине отсутствия аккредитации и (или) по иным основаниям.

Согласно ст. 3 этого Закона «О СМИ» цензура массовой информации — «требование к редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.

Таким образом, по сути недопуск ряда журналистов на пресс-конференцию по критерию — «объективно и грамотно освещают на своих страницах и в новостных лентах социально-экономическую ситуацию в городе и регионе», является цензурой.

Право на доступ к информации обменивается, по факту, «на предварительное согласование сообщений и материалов о деятельности предприятия, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей».

Статьёй 58 Закона «О СМИ» установлена ответственность за ущемление свободы массовой информации.


Редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» просит прокурора Архангельской области Виктора Наседкина считать эту публикацию официальным запросом.