Этот день — шестое воскресенье после Пасхи — в церковной традиции именуется Неделей о слепом. За богослужением звучало Евангелие об исцелении Господом Иисусом Христом слепорожденного. В этом отрывке Священного Писания Церковь представляет образ всякого грешника, который есть слепец от рождения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3,23). 

Дарование чудесного света духовным и телесным очам слепца это свидетельство того, что просветитель — один Господь, и только через Него можно узреть истинный и спасительный свет.

В проповеди митрополит Даниил напомнил, что Церковь в этот день воспоминает апостола Иоанна Богослова. Владыка процитировал строчку из его первого соборного послания: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин.5:18). По словам архипастыря, эти слова побуждают нас задуматься о покаянии.

«Сыны Божии отличаются от сынов диавола тем, что борются с грехом и, даже пав, стараются тут же отходить от зла, — сказал митрополит Даниил, ссылаясь на труды святителя Игнатия Брянчанинова. — Чем дольше человек пребывает в грехе, тем хуже ему становится. Таинство Исповеди освобождает нас от греха. Покаяние имеет много ступеней, по подлинность его проверяется плачем и слезами. Если нет плача, сокрушения сердечного, значит покаяние поверхностное. 

Но не нужно забывать, что слезы бывают разными. Даже злобные люди обильно плачут, убийцы бывают сентиментальны, но плачут они не о грехах. А христианские слезы выражают покаяние.  Увы, об этом часто не знают даже те, кто всю жизнь ходят в храм».

«„Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление“, — процитировал архипастырь строку одной из молитв вечернего правила. — Часто люди не замечают этих слов, как и не замечают много всего иного: как кто-то просит их о помощи, как их дети погружаются во все тяжкие. 

Невнимание — отличительная черта современных христиан. Мы невнимательно стоим на службе, не слушаем песнопений и чтений. С этим нужно бороться и просить у Бога даровать нам зрение грехов. Когда человек видит свои грехи, тогда может каждый день ходить на Исповедь, и это не будет дежурным подходом, бессердечным и холодным. 

Это будет крик души. Апостол Иоанн Богослов, память которого мы сегодня совершаем, писал, что, если человек не любит брата своего, значит, в нем нет Бога, значит, служит он диаволу. Поэтому будем просить у Господа помощи в зрении своих грехов — лицемерия, двуличия, лукавства — дабы оплакивать их. 

Нет человека, который бы не плакал: или он будет плакать о грехах добровольно здесь, на земле, либо будет плакать невольно в загробной жизни, но этот плач уже не принесет ему пользы и утешения. Да дарует нам Господь добродетель глубинного покаяния, соединенного с плачем!»