Режиссёр: Терри Джордж

В ролях: Оскар Айзек, Шарлотта Ле Бон, Кристиан Бэйл

В кино с 27 апреля.


Действие картины разворачивается в период Первой мировой войны. Аптекарь Микаэл (Оскар Айзек) отправляется обучаться врачеванию в столицу Османской империи – Константинополь. Деньги для обучения он получает от семьи своей невесты.

Находясь в Константинополе, он знакомиться с художницей Анной, которая занимается танцами с детьми дяди Микаэла. Не смотря на то, что Анна замужем за американским репортёром, а юного студента-медика дома в южной турецкой деревеньке  ждёт невеста, между ними появляются чувства. Как гром среди ясного неба на этот любовный квадрат обрушиваются ужасные исторические реалии – Османская империя начинает истреблять христианский армянский народ.

Геноцид армян - это та тема, к которой сложно подступиться не только из-за тяжести изображения уничтожения целой нации и давящих моральных принципов, но и из-за неразрешённости этого вопроса в политическом плане. Если отрицание холокоста – это достаточно маргинальная точка зрения, которой придерживаются откровенные нацисты, а весь германский народ не устаёт каяться в совершённых преступлениях, то правительство Турции до сих пор не признало свою вину в уничтожении полутора миллионов человек.

Даже такое влиятельное государство с сильным армянским лобби как США не сумело признать очевидный факт геноцида из-за боязни выхода Турции из НАТО.

Оскароносный режиссёр Терри Джордж получил свою золотую статуэтку за работу над фильмом об истреблении мелкого африканского народа, так что изображение подобных ужасов истории для автора было делом знакомым. Не смотря на серьёзность и значимость темы, её освещение в кинематографе не является таким уж и массовым, как , к примеру, изображение фашистских зверств в осуществлении политики холокоста, известно всего четыре картины , посвящённых данной тематике («Мать», «Арарат», «Гнездо жаворонка» и «Шрам»).

Автор картины принимает достаточно ординарное решение для изображения исторической драмы, он демонстрирует нам отдельную, частную историю людей, на судьбу которых выпадает этот тяжёлый рок. Судьба всех основных четырёх персонажей трагична до безумия и не все из них останутся живы, а те, кто всё-таки выживут, никогда не смогут забыть, как выглядят гниющие в реке трупы их родных.

Любовная линия в фильме остаётся в фильме не раскрытой, от части, потому, что очевидно, что главное в этой картине – изображение чудовищности происходящих на фон событий. Стоит отметить блестящий актёрский состав фильма, который демонстрирует всю красоту, цвет и харизму армянского народа.

Отдельно хочется выделить бесподобную актёрскую игру Оскара Айзека, который смог создать образ сильного кавказского мужчины с твёрдым характером и сильными семейными традициями. Шарлотта Ле Бон со своими бесконечно глубокими, полными глазами смогла вжиться в роль женщины, обладающей всей полнотой христианских добродетелей. А Кристиан Бэйл воплотил образ истинного бескорыстного журналиста, главная цель которого – правдивое, не предвзятое описание войны.

Стоит ли вообще посмотреть фильм? Однозначно да. «Обещание» Терри Джордж создал, чтобы раскрыть тему геноцида армян, и ему это удалось. Первым делом после просмотра тянет узнать об этой части истории больше – наверное, еще и потому что между строк хочется найти хоть какое-то оправдание турецкому народу начала 20-го века. Потому что актеры, режиссер, операторы смогли передать страх, трагедию и боль того времени.


Ася Спиридонова