В начале мая премьер-министр Дмитрий Медведев поручил минтруду, минфину и минэкономразвития подготовить проект федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума трудоспособного населения. Планируется, что законопроект будет внесён правительством в Госдуму до 20 мая 2017 года. Можно сказать, что лёд тронулся, однако этот шаг федеральной власти, по мнению профсоюзов, не решит проблему состава МРОТ.

Напомним, что сегодня МРОТ в России составляет  7 500 рублей. Естественно, что на такую зарплату прожить невозможно, поэтому работники северных территорий через суды добиваются её увеличения, требуя начисления на МРОТ «северных» надбавок. Но ситуацию усложняет то, что в настоящее время позиция Верховного Суда РФ по вопросу состава МРОТ неоднозначна. 

До августа 2016 она заключалась в том, что «северные» надбавки должны начисляться сверх МРОТ. Что и было изложено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ. А после августа 2016 года была опубликована противоположная позиция, согласно которой заработная плата вместе с районным коэффициентом за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также процентной надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях может быть равна размеру МРОТ. При этом и предыдущий обзор судебной практики Верховного Суда РФ отменён не был. 

Тем не менее, суды в регионах, в том числе и в Архангельской области, стали принимать решения не в пользу работников в вопросе начисления районных коэффициентов и северных надбавок сверх установленного в России МРОТ.

Как заявила председатель ФПАО Алла Сафонова, - далее цитата:

«Очевидно, что проблему можно разрешить только одним способом — законодательно закрепив состав минимального размера оплаты труда на уровне Российской Федерации. При этом профсоюзы настаивают, чтобы районные и северные надбавки были исключены из его состава. Также как и другие компенсационные и  стимулирующие выплаты — за вредность, стаж работы, премии и т.п. 

Иначе говоря, МРОТ необходимо приравнять к голому окладу. В апреле 2017 года Генеральный Совет ФНПР принял Приложение №1 к Постановлению Генсовета, в котором в разделе «Предложения по повышению минимального размера оплаты труда» чётко сказано: «ФНПР считает, что МРОТ необходимо установить с 1 января 2018 года на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за 2 квартал 2017 года без учёта компенсационных и стимулирующих выплат».

Конец цитаты. 

Тем временем федеральная власть, планируя увеличение МРОТ до прожиточного минимума, по сути, занимается просто увеличением его размера, а не конкретизацией состава. Алла Сафонова рассказала, что в марте 2017 года минтруд РФ разослал во все 86 субъектов Российской Федерации письмо, в котором предложил главам регионов выбрать один из трёх вариантов решений по доведению МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. 

Первый — единый МРОТ на уровне прожиточного минимума в целом по РФ, на который начисляется районный коэффициент. Второй — МРОТ на уровне прожиточного минимума в каждом субъекте РФ, а выплаты по районному регулированию включены в его состав. Третий — установление МРОТ за час работы,  на который начисляется районный коэффициент. 

Известно, что правительство Архангельской области выбрало второй вариант. Его, кстати, ранее считал наиболее перспективным и сам глава минтруда РФ, так как экономическая ситуация даже в соседних субъектах может существенно различаться.

Однако можно предположить, что общероссийский мониторинг выявил другую позицию, так как 4 мая министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил, что региональной дифференциации минимального размера оплаты труда при его повышении до прожиточного минимума не будет, - далее цитата:

«Мы взвешивали все плюсы и минусы, но решили оставить единый МРОТ».

Конец цитаты. 

При этом ранее в интервью газете «Аргументы и факты» Топилин подчёркивал, что какая бы из предложенных моделей доведения МРОТ до прожиточного минимума ни была выбрана, северные надбавки с районными коэффициентами никто не трогает и все нормы закона будут сохранены.

Как уточнила Алла Сафонова, - далее цитата:

«Дело в том, что сейчас ни один федеральный закон не регулирует понятийный аппарат МРОТ. А для того,  чтобы исключить различную трактовку этого понятия, и необходимо его законодательное закрепление. Именно поэтому в этом году основными лозунгами, с которым Федерация профсоюзов Архангельской области вышла на первомайскую демонстрацию, стали требования установить в Трудовом кодексе РФ понятие минимального размера оплаты труда и сохранить государственные гарантии за работу на Севере». 

Конец цитаты. 

Точку зрения Федерации независимых профсоюзов России по этому вопросу озвучил секретарь ФНПР Олег Соколов, - далее цитата:

«Позиция профсоюзов и многих депутатов, что решение о введении регионального МРОТ неоднозначно, — сказал он. Первое, на чём настаивают профсоюзы: в МРОТ не должны включаться компенсационные и стимулирующие выплаты, потому что это неверно ни с точки зрения социальной функции МРОТ, ни с точки зрения её экономической функции как минимальной границы для воспроизводства рабочей силы. 

И второе, чтобы привязать МРОТ к прожиточному минимуму региона, сначала нужно спросить у самих регионов, готовы ли они к этому. Также это нарушает принцип федерального регулирования заработной платы как государственной гарантии. Поэтому сказать, что это правильный путь — нельзя».

Конец цитаты.