Режиссёр: Фредерик Бегбедер

В ролях: Гаспар Пруст, Одри Перо, Анамария Вартоломей, Джонатан Ламбер, Камилль Роу

В кино с 27 апреля.


Фильм «Идеаль» французского режиссёра и писателя Фредерика Бегбедера является экранизацией одноимённого романа и второй частью культовой картины и книги «99 франков». Поэтому, стоит предостеречь зрителей, которым не понравилась первая часть, стиль Бегбедера ничуть не меняется, это всё тот же безумно пошлый китч, порожденный обществом потребления.

В отличии от первой части действие картины разворачивается не в родной для автора Франции, а на просторах России. Главный герой Октав Паранго предстаёт в совершенно ином амплуа, теперь он не циничный рекламщик, а модельный скаут, которого отправляют в Россию для поиска свежих лиц в модельной индустрии.

Паранго предоставляется шанс: он должен найти новое лицо для косметической фирмы «Идеаль», которая терпит колоссальные репутационные потери из-за съёмок предыдущего лица бренда в нацистском порно. Скауту приходит мысль о том, что после такой грязи компании необходимо найти девушку, чей образ будет наполнен красотой и невинностью. Для этого он и отправляется в Россию, в поисках красавицы-русалки.

Основным лейтмотивом фильма служит сравнение нацистской и fashion-индустрии.  Во время кастинга моделей рассматривают исключительно по антропометрическим стандартам, выверяя каждый не пропорциональный сантиметр и не рассматривая человеческую индивидуальность.

Подобными евгеническими методами пользовались и гитлеровцы для выведения идеальной расы. Подобная параллель не может не наводить на мысль о том, что в современном мире для некрасивых людей просто нет места под солнцем.

При просмотре картины российскому зрителю неизбежно придётся столкнуться с набором грубых стереотипов о своей родине. Книга, по которой был снят фильм, написана 10 лет назад, поэтому время действия картины гораздо больше напоминает смуту 90-х, нежели нынешнюю стабильность. Русские олигархи, устраивающие оргии с ко**ином, во*кой и шл**ами, русские Анстасьи и Наташи, мечтающие выйти замуж за иностранца любой ценой, коммунистические революционные кружки и колоссальная пропасть между Москвой и провинцией — это не полный набор «клюквы», представленной в фильме. Увы, но таков взгляд в «Идеале» на Россию, ну что ж, спасибо, что обошлось без балалайки и медведей.

Тем не менее, все эти стереотипы служат лишь фоном для основной проблематики фильма. Потеря самоидентичности и следование общественной норме, которую задают масс-медиа и социальные сети — вот то, что по мнению автора является главной бедой современности.

Фредерик Бегбедер без прикрас показывает обратную сторону жизни моделей: сексуальные домогательства, наркозависимость, булимия, педофилия, порно-индустрия и отношение к девушкам как к товару, продукту потребления. Бьюти-индустрия диктует дамам свои стандарты и эталоны, которые уже давно расходятся с представлением о прекрасном, однако, девушки готовы на многое дабы стать красивыми, не понимая, что их истинная красота не нуждается ни в косметике, ни в пластической хирургии.

Экранизируя свою же книгу, автор предпочитает воспользоваться методом тотального упрощения, что резко проводит черту меду книгой и фильмом. Если в книге присутствует хоть какая-то рефлексивность главного героя, попытка разгадать «загадочную русскую душу», то фильм представляет собой нечто крайне не глубокое и поверхностное, что в общем можно и понять: кинематограф — искусство масс, а литература, пусть и бегбедеровская, — удел элит.

«Идеаль» после просмотра оставляет достаточно смутное впечатление.  С одной стороны, взгляд автора на сложившуюся в мире ситуацию, безусловно, заслуживает внимания, но с другой стороны, мы видим, как безвкусно Бегбедер преподносит неплохой замысел.


Ася Спиридонова.