Если честно, то до того, как написать всё это, я говорил с Виктором Петровичем больше часа. Говорил он много, эмоционально, с чем-то я был не очень согласен, с чем-то согласен более чем, но главное в данном случае, что его слова были от души.

Личность Панов всё-таки для города одиозная. Его резкие высказывания нравится не всем. Так, наверно, и должно быть.  Мне не понравилось, как он рассуждал, мол, тот кто лобстеров не ел об их вкусе рассуждать не может.

С одной стороны, так, с другой – каждый рассуждает со своей колокольни. И у всех эта колокольня разной величины. Я наверно тоже рассуждаю с колокольни пониже, чем у Виктора Петровича, но не всегда дело в размере.

Конечно, можно долго пенять на то, что зритель у нас недостаточно образованный. Хотя часто театралы говорят: у нас очень внимательная и доброжелательная публика.

Так, а у нас альтернатив и немного. Разбрестись особо некуда. Два театра и кино. Есть библиотеки, музеи, но они пустуют.

Почему? Вот тут главный предмет для споров. Я даже рассуждать не буду на эту тему, потому что ответа дать не могу. Минкульт? Сами люди? Серость за окном и вечная лень? Интернет? Зима полгода?

Продолжите сами.

У нас душа поёт летом. В белые ночи. И то, когда сухо.

Выходишь в июне вечерком на набережную, а там салюты гремят, на барабанах играют, поют, пускают мыльные пузыри, бразильянки в перьях ягодицами вертят, трёхметровые куклы бегают. Ну разве не это не круто?

Круто. Это импульс. Он вырывает из привычного ритма жизни. Кто-то ещё возмущается, что это не искусство. Да, оно уличное. Но оно имеет права быть. Это нравится людям, это вдохновляет их и радует.

В искусстве не надо копаться. Его надо любить. А вот любить могут не все. Кому-то надо копаться, искать *овно и нудеть.

И вот те, кто нудит, говорит -  уличные театры людям не нужны. Ну так давайте и всё остальное закроем. В кино тоже ходить необязательно. Вообще, можно много без чего обойтись.

У нас таких громких событий, как эти фестивали, в год раз-два и обчёлся. Даже Арктический форум когда был, люди, не причастные к нему, обсуждали это мероприятие. Конечно, Путин приезжал, президенты Финляндии и Исландии. Только мы их не увидели. А Франктастико и Шеваль де труа можем. Причём забесплатно.

Есть и платные представления, но правильно Панов говорит, на этих фестивалях надо зарабатывать. Вместо того, что сокращать финансирование, стоило сначала подумать о том, как найти деньги. А зачем, когда есть простой и действенный вариант: урезать.

Урезали-то в итоге тех людей, которые ради этих театров в Архангельск приезжают и тех, кто тут живёт и эти театры любит.

Да, на «Европейскую весну» нужно больше денег, чем на тот же «Фестиваль органа». Так и артистов больше, и популярность у них выше, и посещаемость друга. Опять же, я не знаю, у кого какие зарплаты, кто сколько просит, что там и как. Куча всяких нюансов и причин, которые нам неведомы.

Нам нужны эти фестивали. Нужны кому-то лично и городу в целом. Это бренд. Это то, за что наш город знают и что важно - любят.

Откровенно говоря, мне не важно, урежут ли им финансирование, повысят ли, я просто хочу, чтобы театры были. Сейчас они есть лишь благодаря Панову, и он всей душой за это дело болеет.

Я не лезу к нему в карман, не считаю, сколько он зарабатывает. Мало ему денег или хватает с достатком – мне абсолютно наплевать.

Я рядовой зритель. И я всего лишь хочу, чтобы в городе было что-то яркое, чтобы Архангельск был знаменит не только разбитыми дорогами, торговыми центрами по соседству с развалившимися деревяшками и Арктическим «паркетом».

Оставьте людям искусство.