«Только что мы слышали умилительный канон, посвященный Божией Матери, — сказал владыка в проповеди. — Из всех, кто стоял на Голгофе и видел Господа на Кресте, только один человек понимал, что происходит на самом деле. Это была Дева Мария, потому что Ей Господь раскрыл тайну Его Воплощения. Она знала, что Он добровольно идет на эту Смерть, попирая тем самым смерть всех людей. Она, зная это, молчала по двум причинам. 

Из-за величия Таинства и из-за величия скорби, которую Она претерпевала как мать, как самый любимый и дорогой человек Того, Кто находился на Кресте. Она, созерцая, молчала. И в этом благочестивом молчании раздался глас, от которого все притихли, голос негодяя, преступника, который созерцал Распятого рядом. Своими телесными очами он видел человека, но иными очами он увидел рядом с собой Бога. 

Это можно было видеть только смиренными глазами сердца — без веры, которая пропитана смирением, невозможно на Кресте увидеть Бога. Бесы веруют, трепещут, но не смиряются, их вера не помогает им. А здесь мы видим веру разбойника, облеченную в глубочайшее смирение. 

Этот благоразумный разбойник сказал, что приемлет достойное по делом, и попросил Христа помянуть его во Царствии Небесном. Эти удивительные слова будут потом повторяться огромным сонмищем святых людей, высочайших подвижников, они возьмут эти слова первого зашедшего в рай как основу духа христианского, через которые открывается тайна спасения. 

На Кресте Бог не только простил наши грехи, приняв за нас казнь, но произошло более высокое действие — усыновление Богом каждого из нас. Каждый стал Ему не просто близким, но родным человеком, который называется сыном или дочерью. Такую связь с Небом мы имеем благодаря подвигу любви, совершенному ради нас».

По словам митрополита Даниила, богослужения, совершаемые в храмах, направлены на то, чтобы встряхнуть нас, пробить сердце, пронзенное грехами, окаменевшее, никак не чувствующее происходящего: «В песнопениях, символических действиях, чтении Евангелия и других молитв мы приходим в состояние глубочайшего смирения, покаяния, благодарности ко Господу. За мои грехи Господь распялся на Кресте, значит, я должен Его любить неизреченно, служить Ему, благодарить Его».

Вечером 14 апреля в 18:00 в Ильинском соборе владыка совершит утреню Великой Субботы с Чином погребения Плащаницы Спасителя.

Вынос Плащаницы — иконы Христа, лежащего во гробе — совершается, как правило, днем. Плащаницу — большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя, — выносят из алтаря и устанавливают в центре храма во «гробе» (возвышении, украшенном цветами). Плащаница находится в центре храма до начала воскресного пасхального богослужения. В день Пасхи возвращается на Престол алтаря. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым.