Доехали мы до Кимжи по скоростному зимнику. Это богатая деревня, в основном наполненная «кулацкими» избами-пятистенками, построенными из лиственницы.

Первый русский человек обосновался здесь примерно в 1520–1530 гг — это был якобы Софронов из пинежсой Немнюги. По другой версии некий Ким — отчего и пошло название Кимжа. 

Через 100 лет в деревне было уже 60 жителей — в основном это беглецы от ужасов Великой смуты 1608–1612 гг. Позже потянулись старообрядцы. Число жителей в Кимже доходило в 1930-х и до 700.

Занимались здесь люди поморским промыслом, разведением и лечением скота — коновальством, литьем колоколов и колокольчиков, коновальских блях и всяких украшений, выделкой шкур и производством шерсти.

В глазах других народов Кимжане считались «чернотропами» — то ли колдунами, то ли знахарями.

Оказалось, что Алла Сумарокова — заслуженная артистка России, исполнительница народных песен Русского Севера оттуда родом, и показала колокола Дерягиных — ее кимженских предков.

ГЛАВНОЕ — мезенские, кимженские, заслуживают бОльшего уважения, чем кажется. Их ум СТРАТЕГИЧЕСКИЙ — они заняли землю, казалось бы никому не нужную — на краю света. А на самом деле стали посредниками между двумя цивилизациями — Русским Севером и миром ненцев и народов Сибири.

Ненцам они продавали изделия и искусства — украшения, колокольчики для оленьих упряжек, выделанные шкуры и шерсть, а русским продавали умения полученные от ненцев — коновальство, знахарство из глубин шаманского знания. 

Они также были сильны в умении понимать и разводить в суровых условиях лошадей, коров и даже овец. Откуда взялась мезенская порода лошадей — карликовых, но очень живучих, достоверно неизвестно до сих пор!

И дешевизна полученного от ненцев в обмен на колокольчики позволяла после продажи в Россию жить весьма достойно.

Посредниками-пограничниками сделались мезенцы и географически — на грани Европы и Сибири. Чем и пользовались — чуть власть зажимала, они «шли в Сибирь», чуть власть расслабилась — они возвращались. В Кимже всегда пустовало дворов 20 — в зависимости от ситуации.

Отсюда и свобода мнений и вероисповедания — уйдя из европейской России они, подобно казакам, выскальзывали из-под власти Центра в Сибирь и затянуть гайки в отношении их не получалось. Даже построив в 1709 году с благословения Архиепископа церковь Одигитрии они ухитрились водрузить на нее старообрядческий крест! 

Тогда даже было расследование, которое ничем правда не закончилось.

Такая опасная игра с Природой и Властью требовала Высшего Покровительства. И мезенцы гораздо чаще других северян ставили обетные кресты и кресты — обереги. Считается, что они находились в постоянном диалоге с Богом.

Я знаю только один пример в истории такого же успешного «мостика между цивилизациями» — Византию.

Между Европой и Востоком, на перемычке Босфора, направляя товары и знания Запада на Восток, а товары и знания Востока — на Запад, с Севера — на Юг, с Юга — на Север. Вбирая лучшее отовсюду. Возможно с этого и срисовали плодотворную идею мезенские последователи греческого православия.

Россия географически занимает такое же положение, но не понимает, и не пользуется его выгодами. До Петра этим пользовалась успешно, а с Петра уподобилась флюсу перекосившему всю «персону» на Запад.

А мезенцам и кимжанам «Ура!» — великолепные стратеги были! Умницы!