Режиссёр: Андрей Кончаловский

В главных ролях: Юлия Высоцкая, Петер Курт, Виктор Сухоруков, Филипп Дюкен

В прокате с 19 января.

Действие картины разворачивается в сороковых годах минувшего столетия во Франции. Главная героиня фильма — Ольга (Юлия Высоцкая) русская эмигрантка, вечная спутница богемы, вступившая в ряды французского Сопротивления, оказывается в концентрационном лагере за укрытие еврейских детей. Её персонаж занимает в фильме центральное место. Всё то до чего способен упасть человек, зритель увидит её глазами.

Ольга — аристократка княжеского рода, но при этом сохранившая в себе всю доброту и отчаянное самопожертвование простой русской женщины. Театральный подход к кинематографу можно увидеть на протяжении всего творческого пути Андрея Кончаловского, и фильм «Рай» не является исключением. Но в след за веяниями современного артхауса режиссёр вступает на авансцену псевдодокументалистики.

Половину экранного времени занимают интервью с главными героями фильма: Жюль — француз-коллаборационист, Хельмут — немецкий офицер СС  и сама Ольга. Между персонажами-мужчинами и героиней Юлии Высоцкой существует то, что с трудом можно назвать любовной линией, а если быть честными, то просто интимные отношения.

Хельмут, искренне убеждённый в идеях национал-социализма, демонстрирует собой зрителю то, что даже человеку воспитанному на светлых христианских идеалах и блестяще разбирающемуся в русской литературе, было не чуждо обратить свой взор на столь жестокую идеологию. Этот преданный подданный Рейха, некогда живший в роскошном имении своих предков, оказывается знаком с Ольгой. Но встреча их происходит при весьма странном стечении обстоятельств — Хельмут отправляется в концентрационный лагерь, дабы устранить коррупцию на местах, но осматривая склад, в этом мерзком и тёмном месте, наполненном вещами жестоко убитых людей, он встречает её.

Офицер СС забирает княгиню Ольгу к себе в служанки и всеми силами пытается спасти ее. Но всё дело в том, что её бессмертная душа не нуждается в этой руке помощи, а более того, это именно та душа, которая способна озарить светом путь заблудшего и посеять в саду его тёмных идей сомнения.

Среди немалого количества фильмов, посвященных холокосту, эту картину можно выделить отсутствием в ней излишнего натурализма, но вместе с этим нельзя и упрекнуть автора в том, что он недостаточно полно изобразил босховскую пёстрость палитры ужасов, на которую способен, как человек доведённый до отчаяния, так и человек обделённый таким уровнем власти, при котором она переходит во вседозволенность. Именно синтез этих двух крайностей порождает столь страшную эпоху.

В картине «Рай» демонстрируются три взгляда на германский национал-социализм с позиции достаточно разных людей, но всё же главный вывод, который можно вынести из картины, это то, что всегда прежде всего нужно оставаться человеком. Решение автора затронуть столь провокационную тему в столь зрелом возрасте заслуживает отдельного поклона, безусловно, эта поставленная ребром проблема звучит именно в наше время отнюдь не случайно, и дело тут далеко не в фестивальной конъюнктуре, дело в нашем времени, стоит лишь напомнить о пережитом и оглянуться вокруг.

Ася Спиридонова.

Фото с сайта kinopoisk.ru