Архипастырю сослужило духовенство храма, пел мужской состав Архиерейского хора (регент Кирилл Супрутский). Среди иподиаконского состава были прибывшие на рождественские каникулы в родную епархию студенты Московской духовной академии Сергей Карельский, Андрей Дорофейчев и Николай Кувшинов.

«Весь мир видимый и невидимый радуется вместе с нами сегодня, — сказал владыка в проповеди. — Ныне Господь входит в Иордан для того, чтобы показать, явить всю полноту Божества людям. Именно сегодня Бог, Святая Троица, явился во всей полноте. Господь заплатил за грехи человечества своей Кровью, Своей Жизнью. 

Мы, избранный Его народ, должны отдавать все сердце, всю свою жизнь в ответ на любовь Создателя. Мы не принадлежим себе, мы должны себя отдать Господу, зная, что Он нас любит и никогда не оставит, как больной, полностью доверяющий врачу, полностью предается в руки его. Господь прощает людям грехи, примиряются и люди с Богом. Это напоминает то, что было некогда у Ноя в ковчеге, когда голубица принесла масленичную ветвь, символ мира и любви».

Владыка отметил, что освященная Духом Святым крещенская вода проявляется в мире как одно из действий благодати Божией. «Однако нужно быть очень внимательными, — продолжил владыка. — Господь не может людям помогать без их желания, без участия их сердец. Если, к примеру, мы будем хитрить, лукавить, злопамятствовать, то благодать Божия не сможет действовать в нас. Бог будет далеко от такого человека, даже если тот стоит в алтаре, перед Престолом Божиим. Я желаю всем нам учиться быть искренними, простыми, послушными Богу, любвеобильными!»

Принесенная людьми вода в храмах Архангельска будет освящаться 19 января до конца дня.

Напомним, что Великое водоосвящение совершается дважды — в день Богоявления Господня (19 января), а также накануне, в Крещенский сочельник (18 января). В эти дни при освящении воды совершается один и тот же чин. Крещенская вода (по-гречески «агиасма», что означает «святыня») должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Из благоговения крещенскую воду принимают натощак. Однако в скорбях или болезнях пить ее можно для укрепления в любое время. Святой водой можно также окроплять жилище.

Типикон, гл. 48 — месяцеслов, 6 января: «Известно же буди всем о святей воде, яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят: ибо Благодати ради Божия дана бысть на освящение миру, и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть: и где есть сих разум, еже не пити сея? Но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду».

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — святитель Григорий Богослов, святитель Иоанн Златоуст, святитель Амвросий, епископ Медиоланский, преподобный Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. 

Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. 

Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).

Фото Григория Чухина.