Вечером, накануне Рождества, в Архангельске возникла массовая паника в связи со информацией о прорыве водовода диаметром 1000 мм — главного водовода города, ведущего с очистных сооружений «Водоканала» и питающий весь центр города и Соломбалу.

Информация выглядела весьма правдоподобно, учитывая массовые аварии на водоводах меньшего масштаба, которых в городе во время новогодних праздников при 40-градусных морозах произошло несколько десятков.

К тому же главный водовод — так называемый «тысячник» «рвёт» практически каждый год и не по одному разу.

Так что информация о разрыве «тысячника» легла, что называется, на благодатную почву.

Сначала информация появилась в соцсетях. Затем там же появился призыв набирать воду. Затем начались звонки руководителям муниципальных учреждений, которые хоть в основном и не работали в праздничные дни, но открывались 7 и 8 января на детские праздники.

Директора тут же сообщали дворникам и сторожам о том, чтобы те набирали воду.

Затем по цепочке о ситуации пронюхали старосты домов — они начали звонить в диспетчерскую мэрии, а там нарывались на автоответчик. Телефон диспетчерских служб мэрии и «Водоканала» если и работал (в чём большое сомнение), то из рук вон плохо — дозвониться было нереально.

Ответственные люди начали звонить на телевидение и в СМИ.

СМИ — руководству «Водоканала». Из всех ответственных работиков (среди них сплошь нынче иногородние и большинство из топ-менеджеров «Водоканала» уехали из города по родным весям) на месте и в зоне действия сети был только Сергей Пономарёв — депутат Архгордумы и помощник директора «Водоканала».

В общем-то, именно и только Пономареву и удалось остановить панику. Ибо, если бы информацию ещё и запустили архангельские СМИ, то паники было бы не избежать.

Слава разуму, что у журналистов хватило профессиональных навыков сделать это. Ибо, появись в архангельских СМИ информация об отключении города в Рождество от воды, её тут же бы продублировали федеральные СМИ.

И апокалипсис достиг бы апогея.

В общем, большой общегородской паники удалось избежать, но учитывая массовые аварии на сетях и морозные дни, алкогольный психоз и отвратительную работу диспетчерских служб, она всё же бы могла приобрести массовый характер.

Люди бросились набирать ванны, канистры, прочие ёмкости…

Всё оказалось зря, но это же стало известно только потом, а в тот момент, 6 января, всё было именно так.

Эксперты в области массовых коммуникаций обратили внимание на несколько обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что психоз был запущен организованно:

— первое: это время — вечер накануне Рождества, мозги у людей заняты явно другим, а 7 января с утра разговение — сущий ад без воды;

— второе: после серии из десятков аварий, когда психоз и недовольство от происходящего в городе коллапса достиг апогея;

— анонимность и при этом стилизация слуха под информационное сообщение говорит о том, что сработали профессионалы, а не просто пропившие мозги горожане в белой горячке. К тому же, наличие профессиональных терминов в информации наводит на мысль о том, что работали люди со знанием дела;

— организованность и дозированность лживой информации, запуск в процесс людей, которые являлись «центрами влияния», а не просто обывателей.

Главный вопрос в этой истории банален — кому эта паника с набором воды в ванны, канистры и прочие емкости выгодна?

А всё просто — несколько опрошенных «Эхо СЕВЕРА» экономистов сразу же определили главную версию того, «где собака порылась».

Набор ванн, канистр и емкостей в массовом масштабе, целыми домами — это колоссальный расход воды. Сейчас в большинстве домов, а тем более учреждений поставлены счётчики. Счётчики зашкалили, расход воды увеличился на ровном месте в разы.

А далее, вспоминаем, что уже 6 января — ШЕСТЬ ДНЕЙ, как в Архангельске действуют новые тарифы, увеличенные, благодаря послушным депутатам Архгордумы и заезжим управленцам Архангельска на 20 процентов.

Вот и вся версия о том, как и кому эта паника была выгодна. И пусть кто-то это опровергнет…

                                                                   ***

В советские годы, особенно во время войны был термин диверсия, а людей, которые распускают слухи и панику ставили к стенке и расстреливали.

Теперь это не диверсия — это такие технологии в маркетинге, и называется это не паника, а ажиотажный спрос.

К примеру, в том же несчастном и почти банкротном «Водоканале» существует, и специально недавно создан «Отдел Социального Развития», возглавляемый пиар-специалистом Гуревичем.

Социальный — значит общественный. Возникает вопрос — какое-такое общество собирается развивать руководство «Водоканала», если предприятие просто обязано обеспечивать население города водой и канализацией?

Очень часто под подобными вывесками скрываются всяческие социальные (общественные) технологии.

Рассуждаем далее — руководство «Водоканала» собирается войти в концессию, а руководство предприятия всячески подчёркивает и педалирует тем, что вода и канализация — это такой же бизнес.

И в этой связи напрашивается предположение, что «Отдел Социального Развития» — явно, казалось бы, лишняя структура при обеспечении водой и канализацией, на самом деле, ничто иное, как закомуфлированный отдел маркетинговых технологий.

Создание ажиотажного спроса — это (спросите у любого маркетолога), и есть та самая маркетинговая технология.

Насколько уместно использование подобных методов на объектах жизнеобеспечения и в напряжённой социальной обстановке — это уже другой вопрос.

Это вопрос к правоохранительным и надзорным органам. И, разумеется, вопрос этики.