Режиссёр: Никита Михалков.

В ролях: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Надежда Михалкова, Вячеслав Тихонов, Светлана Крючкова.

Премьера 7 февраля 1994 года.

…ПААААА, не в масть тебе, Никита Сергеевич, фильмы хорошие, снимать! В общем, да, когда ещё Михалков не был современной версией себя и мог в хорошее кино, тогда и вышел последний его хороший фильм, а именно «Утомлённые Солнцем».

На самом деле очень забавно работает культура мемов, ведь именно благодаря форсу про генеральские котлы культурный смотритель решил ознакомиться с данным продуктом. И, если первую часть действительно можно гордо окрестить словом КИНО, то вот по поводу остальных фильмов нельзя подобного сказать, но, в общем то, и чёрт с ними, сегодня про первую часть. Её я буду нахваливать!

И хвалить есть за что. Ведь «Утомлённые солнцем» — это кино невероятно смелое, многослойное и, что самое главное, честное. Настолько честное, что сегодняшний Михалков, с его имперскими амбициями и державным пафосом, такое бы не просто не снял — он бы, скорее всего, его публично осудил.

Фильм гениален в своём главном художественном приёме — контрасте. На фоне залитой солнцем дачи, семейной идиллии, смеха дочери и летней неги разворачивается подлинная трагедия, причём трагедия не одного человека, а целой страны.

И вот тут кроется главный тезис, который и делает фильм великим. Главный герой, комдив Котов в исполнении самого Михалкова, — никакой не герой. Он злодей. Нет, не в карикатурном смысле. Котов — это обаятельный, по-своему любящий семью, сильный человек, но он — плоть от плоти той самой системы, которая в финале его и сожрёт. Он хозяин новой жизни, который «растоптал сапогами» мир старой интеллигенции, символом которого и является эта дача, где его, по сути, лишь терпят.

Он искренне верит в свою дружбу со Сталиным, в свою неуязвимость, в своё право быть судьёй. Его слепая вера в систему, которую он сам строил на костях других, и есть его главный грех. Он не невинная жертва репрессий. Он один из архитекторов, который слишком поздно понял, что построенная им мясорубка не щадит никого.

Настоящая жертва в этой истории — Митя. Да, формально он антагонист, агент НКВД, приехавший забрать Котова. Но кем он был до этого? Интеллигентным молодым человеком, влюблённым в Марусю. А кем стал? Сломанной, перемолотой и выплюнутой системой марионеткой. И самое страшное — мы по ходу фильма узнаём, что именно Котов приложил руку к его вербовке, сломал ему жизнь и отнял любовь. Митя — это не просто мститель, это живое напоминание Котову о его собственных грехах, прошлое, которое вернулось, чтобы забрать в ад.

Олег Меньшиков гениально играет эту двойственность: снаружи — весёлый, харизматичный «артист из филармонии», а внутри — выжженная пустыня, человек, ненавидящий себя за своё малодушие и вынужденную подлость. Его финальное самоубийство (внезапно оказавшееся безуспешным в следующих частях) в роскошной квартире с видом на Кремль — это не трусость, а единственный оставшийся у него акт свободы. Он выполнил приказ, отомстил своему палачу, но жить в этом новом мире, создателем которого был Котов, он не может и не хочет.

Вот поэтому «Утомлённые солнцем» — это великое КИНО. Это не плакатная агитка про «ужасы сталинизма», а глубокая притча о том, как зло, порождённое тобой, неизбежно возвращается. Михалков в 1994 году не побоялся вынести приговор не только системе, но и её «героям», сыграв, по сути, самого себя — сильного, обласканного властью человека, уверенного в своей правоте. И эта самоирония и честность — то, что безвозвратно ушло из его творчества, уступив место бронзовому монументу самому себе. А жаль. Мог ведь, когда хотел.

Валентин Язвов.

***

Вот принято у нас ругать 90-е за отсутствие идей и безмыслие в самом широком плане. А, между прочим, первые «Утомленные солнцем» — отличный пример большого госкино тех лет.

Позиция автора, относительно строя, который закончился 3 года назад, ясна, но не является единственным, вокруг чего строится повествование (в отличие от продолжений).

Человеческая драма тут на первом месте, что и создает у зрителя неестественное ощущение маленького райского островка посреди моря репрессий.

С технической частью тут полный порядок. Картинка до сих пор выглядит дорого-богато и, поскольку в 1994 году еще не придумали графику в российском кино, то первых «Утомленных» чисто-визуально смотреть гораздо приятней, чем любое из продолжений.

Тогда Никита Сергеевич, видимо, еще понимал, что фамилия у него не Бондарчук и даже не старался лезть в масштаб и эпик, который не способен потянуть. У него отлично получается театральщина, вот ей он и занялся — все актеры играют спектакль перед камерой, поэтому действие выглядит живо.

С другой стороны, первые звоночки того, что развернется через 16 лет, звенели уже в первой части. Гигантский транспарант со Сталиным, пробег танков по крестьянскому хлебу или очень неуютные для наблюдающего со стороны отношения Маруси и Мити — всё это намекает на то, что личинка махрового театрала-антисоветчика давно поселилась в мозгу у Михалкова, но в 94-м сцены истерик или нелюбви автора к сталинскому Союзу служили тем, что в михалковской среде принято называть «катарсис».

Ну и за 30 лет, наверняка, каждому россиянину стало ясно, что в продолжении данное кино не нуждается. Котов получил своё, его визави Митя по канонам драмы навсегда прилёг в ванну, и трагедия получила логичный финал.

Однако ж впереди всю Россию ждало «великое кино о великой войне», породившее кучу мемов, последним из которых на данный момент являются те самые генеральские котлы.

18+

Александр Губкин