Однако противники в судебном заседании от 31 марта (истица – телеведущая ГТРК «Поморье» Наталья Лебедева, ответчик – директор названной телекомпании Сергей Николаев) и без экспертиз себя признали. А выпуск нашей газеты с вышеуказанным материалом приобщить к делу требовала представитель Николаева. Истица и ее представитель не возражали. Суд – приобщил. Частично. Страничку с материалом, а не все 16 полос.
А что, собственно, эдакого доказательного усмотрели участники процесса в нашей публикации? Представитель директора телекомпании усмотрела в качестве доказательства фразу: «эта программа слишком дорого обходится телекомпании» (речь о программе «Пятница», шеф-редактором которой была Наталья Лебедева). Адвокатесса обыграла процитированную фразу, прицепив ее вагончиком к нормам трудового законодательства. Дескать, работодатель вправе сам решать, какого работника на какую должность назначать. И коли была Лебедева шеф-редактором «Пятницы», а «Пятница» финансово затратна для «Поморья», то директор Николаев вправе отстранить Лебедеву от шеф-редакторства.
Сторона истца парировала, что на прошлом судебном заседании сам же Николаев признал, что прямой связи между должностью «шеф-редактор» в штатном расписании и конкретной программой нет. И дело здесь вовсе не в профессиональной некомпетентности журналистки Лебедевой – скорее, в межличностных отношениях. И – ссылка на наш материал, цитата: «Просто я понимаю, что единственный человек, который захочет тебя сюда вернуть, в телекомпанию, это только я. Если тебе это не понятно до сих пор…»Конец цитаты.
***
Сам же ответчик Николаев в нашей публикации усмотрел попытку давления на суд, приводя «аргумент»: мол, газета вышла 30 марта, а судебное заседание назначено на 31‑е. Да еще не поленился скан с сайта «Эхо СЕВЕРА» принести и предъявить – мол, точно, давить пытаются на суд.
Вот как-то так… Судья Татьяна Розанова в нашей публикации никакого давления не усмотрела (от себя добавим, что Татьяна Олеговна – грамотнейший юрист и дама с жесткой внутренней позицией, так что давить на нее – дело во всех отношениях дохлое и бесперспективное, даже если кому-то и очень того захотелось бы). Суд межличностные отношения директора телекомпании с журналисткой не интересовали абсолютно – предмет судебного разбирательства оставлял личное за рамками. Но спорящие стороны упорно съезжали на личное.
У ответчика Николаева вызвал бурную реакцию, напоминавшую форменную истерику, включенный планшет в руках истицы Лебедевой. Вскочил и нажаловался уважаемому суду: мол, запретите Наталье Васильевне меня снимать! А то она все время меня снимает и снимает, я ей запрещаю – а она снимает, а это вторжение в мою частную жизнь, что запрещается законом.
Выглядело это со стороны несолидно и неумно. Ну какая, к лешему, частная жизнь, если стоишь в зале суда и отвечаешь по иску?!
Уважаемый суд разъяснил участникам процесса, что видео- и аудиозаписи, сделанные в открытом судебном заседании без предварительного уведомления и разрешения суда, не могут нигде и ни в каком качестве являться надлежащими доказательствами. Владелец этих несанкционированных записей волен делать с ними что угодно – хоть на память себе оставить, хоть на Ютубе вывесить. Сам факт ведения записи незаконным не является.
***
Понятное дело, что суд интересовался лишь фактами, которые относились к предмету судебного спора. Нас же интересует совсем другое: а почему, собственно, спор возник? Что как личность являет собою директор филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Поморье» Сергей Викторович Николаев? И почему на нашем телевидении дошли до жизни такой, что директор государственного телеканала в судебном заседании заявляет, что «Поморье» есть контора коммерческая? С каких это пор?
Коммерческие проекты на государственном телевидении – обычное явление нашей жизни. Но чтобы на этом основании всё наше теле-радио счесть хозяйской вотчиной – до этого, знаете ли, додуматься надо.
Выходит, Сергей Николаев додумался-таки. Видимо, всерьез считает себя хозяином, коли не стыдится «беседовать» с подчиненными в эдакой лексике и стилистике (цитата): «Че происходит-то вообще? Думаешь, мне страшно твоего заявления, что ты пошлешь его? Да наплевать мне на него! <…> (Нецензурное выражение). (Нецензурное выражение) просто. Какая наивность!.. <…> Если ты до сих пор тупишь… <…> Вообще мозгов нет, вообще абсолютно!» Конец цитаты.
Относительно «нет мозгов» и «тупости» – это чистый субъективизм, а вот насчет профессиональной несостоятельности, это, как в народе говорят, чья бы корова мычала. И прежний руководитель «Поморья» Вениамин Тунгусов, и руководство новостной редакции питерского «Пятого канала» дают самые высокие оценки профессионализму журналистки Натальи Лебедевой. И это при том, что журналиста Тунгусова Архангельская область помнит хорошо, а за сюжетами новостных выпусков «Пятого канала» пристально следит вся страна, ибо питерский «Пятый» имеет уже не региональное, а федеральное значение.
Видимо, журналист Сергей Николаев гораздо более крут и профессионален, нежели наши архангельские коллеги вкупе со всеми питерскими? Вполне возможно. Мы предприняли изрядное количество попыток отыскать хоть один журналистский материал, вышедший из-под пера Николаева С. В. Нашли только вот это (цитата):
«Николаев Сергей Викторович, директор филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Поморье», родился в Вильнюсе 22 ноября 1970 года. В 1992 году переехал в Россию. Закончил с отличием исторический факультет Псковского государственного университета. Затем – 1,5 года аспирантуры и преподавательской деятельности. В журналистике – с 1998 года. Работая в крупном медийном холдинге, успел познакомиться со всеми жанрами журналистики: телевидение, радио, газеты, Интернет, а также сделать карьеру: от корреспондента до главного редактора. В недавнем прошлом – член редколлегии газеты «Владивосток», председатель совета директоров ЗАО «Дальневосточная информационно-издательская компания «Владивосток-новости», генеральный директор издательского дома «Правда Севера». Сейчас – директор ГТРК «Поморье». Успешной карьере помог жизненный принцип: «Работай и добьешься результата». Все свое свободное время посвящает семье, жене и ребенку. Со студенческих лет сохранил интерес к научной литературе. На досуге любит читать монографии на военно-историческую тематику». Конец цитаты.
Походу, это и есть творение рук и интеллекта журналиста Сергея Николаева. В принципе, дальше фразы «Работая в крупном медийном холдинге, успел познакомиться со всеми жанрами журналистики: телевидение, радио, газеты, Интернет…» можно не читать. Уже всё ясно. Если гражданин именует средства массовой информации жанрами журналистики, то нам, журналистам, с гражданином все понятно. Как в народе говорят, «видать птицу по полету, добра молодца – по соплям».
Но ежели гражданин столь остро реагирует на «вторжение в частную жизнь», то это тоже вызывает ряд вопросов. В попытках поиска хоть какой-то информации о прошлом и о личности гражданина Николаева С. В., мы перелопатили официальный сайт Псковского университета, истфак которого якобы с красным дипломом окончил Николаев, а потом (за полтора года!) и аспирантуру осилил (отличник, чё!), и попреподавать успел – нема, пардоньте, никакого официозу об отличнике-выпускнике, как нетути сведений о теме его кандидатского диссера…
Попытались разыскать издание, в котором сделал карьеру "от корреспондента до главреда" журналист Николаев – тоже, извините, обмишурились… Ну, не нашли, не нашли… Зато постоянно натыкались на извинительное гугловское: «Некоторые результаты поиска могли быть удалены в соответствии с местным законодательством».
А что мы нашли о Николаеве? Ту самую биографию, которую процитировали выше. Болтается она (с пунктуационными ошибками, кстати) на официальном сайте «Поморья» в разделе «Руководство».
А еще всеведущий Гугл отсылает ищущих к… публикации «Правды Северо-Запада» (выпуск от 11 апреля 2012 года) «Оборотень» от журналистики». В том материале мы сравнивали официально опубликованную на сайте «Поморья» биографию Николаева с реальными фактами из его жизни.
За неимением иных источников процитируем себя, любимых, четырехлетней давности: «Настоящая биография – результат расследования владивостокских коллег из СМИ «Новая газета во Владивостоке». Что любопытно, материал о похождениях Николаева удален почти со всех сайтов, в том числе и с сайта «Новой газеты» и даже из гугловского кэша. Такая процедура по очистке биографии может стоить баснословных денег – до двух миллионов долларов. И, бывает, используется, когда жулики, мошенники и просто те, кому есть что скрывать (хотелось бы забыть), задумали пойти на государеву службу. Зачем Николаеву или его благожелателям, корешам потребовалось редактировать интернет-биографию? Мы можем лишь догадываться. Дело, похоже, нечистое, и правду едва ли кто-то скажет». Конец цитаты.
Ну, тогда становится понятной бурная реакция на «вторжение в частную жизнь». Не надо, граждане, вторгаться – «служенье муз не терпит суеты». Выскажем лишь предположение: если (по утверждению Николаева) журналистка Лебедева «постоянно меня снимает» (то есть, по возможности делает записи на электронных носителях), это может означать только одно: женщина нуждается в защите. К слову, нам стало известно, что Наталья Лебедева подала в суд иск о защите чести и достоинства. Ответчик – он же, Николаев С. В.
Что еще известно о Николаеве помимо его официальной биографии? Он очень любит животных. Души не чает в своей собачке, йоркширской терьерице (имя собачки не называем, ибо «известный журналист» Николаев опять может начать бурно реагировать по поводу «вторжения в частную жизнь» – сука-то, как ни крути, считается личным имуществом Сергея Викторовича). Правда, мы не уверены, что псинке шибко нравится, что особенности ее пищеварения обсуждаются хозяином публично – но кто ж имущество спрашивает о его мнении. Главное – любит ведь хозяин-то.
Вот бы еще с людьми такая же взаимность. Цены бы не было тогда директору Николаеву.
Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Правда Северо-Запада", опубликовано 06.04.2016